Право водителя не выходить из автомобиля

  • Печать
  • E-mail

sud logo

Студент-первокурсник из Новосибирска нашел в судебной практике случаи, когда водителей, отказавшихся покинуть автомобиль по требованию сотрудников ДПС, штрафовали, и приехал в ВС РФ оспаривать норму, по которой полицейские "вправе предложить" гражданину выйти из-за руля. Но оказалось, что этих судей успели поправить коллеги, и требования заявителя были отклонены.

Николай Басманов оспаривал сегодня в Верховном суде РФ положение Административного регламента ДПС (утвержден приказом МВД №185 от 2 марта 2009 года), в которой описываются случаи, когда сотрудник службы "вправе предложить" участнику дорожного движения выйти из транспортного средства. Недействительным, по его мнению, следовало признать, пп. "а" абз.6 п.70 регламента, в котором говорится, что такая возможность у полицейского есть, в частности, в тех случаях, когда "когда требуется участие [водителя] в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции".

- А чем вам норма мешает? Cталкивались с ее неправильным толкованием? – поинтересовался у заявителя председательствующий Владимир Зайцев.
- Нет, но сама вероятность нарушает мои права.
- Вы полагаете, что если вам предложат выйти, а вы откажетесь, то по смыслу оспариваемого пункта вас могут привлечь к административной ответственности? – пытался разобраться в вопросе Зайцев.
- Формулировка "вправе предложить" неопределенна и допускает разные толкования, а с учетом практики, данная норма трактуется судами однозначно – они усматривают обязанность водителя выйти и выполнить требование сотрудников ГИБДД, — пояснил Басманов. А затем напомнил, что в своем заявлении он привел несколько решений судов о привлечении к административной ответственности водителей, которые не выполнили подобные требования сотрудника ДПС.

Позднее оказалось, что у представителей МВД были аргументы против этого довода, но почему-то сначала оппоненты и судья решили выяснить мотивы Басманова, заставившие его обратиться в суд.

- Вы не сталкивались с ситуацией, почему вас заинтересовала эта тема? – спросила прокурор Лариса Масалова. – Путь вы такой длинный проделали из Новосибирска…
Как оказалось, в Москве Басманов случайно, а спорную норму нашел, просто изучая регламент. Этот ответ, по-видимому, навел судью Зайцева на определенные мысли, и последовал вопрос, прозвучавший почти как обвинение:
- Где учитесь? Тема диплома какая?

Не исключено, что услышав о Новосибирске, судья вспомнил, что в этом же городе проживает Виталий Черных, буквально закидавший Верховный суд заявлениями, касающимися управления транспортными средствами. Всего их от него в ВС поступило более тридцати заявлений, и судья Александр Федин, рассматривавший одно из таких дел, предположил как-то, что Черных "использует суд для написания кандидатской или докторской". Однако если в случае Черных наверняка узнать это не удалось — он на заседания не приезжает, то с Басмановым Зайцев оказался близко к истине. Заявитель учится в Новосибирском юридическом университете, но до диплома ему далеко – пока он на первом курсе.

И только после того, как все эти биографические подробности выяснились, слово получили представители МВД, которые просили отказать Басманову в удовлетворении его требований. "Норма не содержит требований, и сам по себе отказ от выхода из машины не образует состав административного правонарушения. Это может случиться, если выход сопряжен с другими законными требованиями сотрудника ДПС, например открыть багажник при наличии ориентировки", — сказал Дмитрий Митрошин. А Андрей Клименко добавил еще один аргумент: "Мы проанализировали так называемую приложенную практику. Оба постановления мировых судей отменены вышестоящей инстанцией. А судьи райсудов говорят о том, что сотрудник ДПС только "вправе предложить", а отказ пройти в патрульную машину не образует состава правонарушения".

- Желаете посмотреть? – обратился Зайцев к Басманову.
- Нет.
- Поленились поискать, значит…

Представитель Минюста тоже не нашла в спорной норме ничего предосудительного и поддержала просьбу отказать заявителю, того же мнения был и представитель правительства. От прений стороны отказались, а на вынесение решения судье потребовалось минут десять – в удовлетворении требований Басманова отказано.

Сам заявитель попытался продемонстрировать, что польза от его обращения все же есть. "На местах гаишники вытаскивают людей из машин, — сказал он после заседания. — [А теперь] гаишники задумаются, когда увидят [акт Верховного суда]" • Источник: pravo.ru

 
 

Это содержимое было заблокировано. Вы больше не можете размещать комментарии.

faw logo

В сентябре 2013 года компания «КВИНГРУП», официальный эксклюзивный дистрибьютор легковых автомобилей FAW в России, выводит на российский рынок новую модель - седан Besturn В-70. FAW Besturn В-70 оснащен бензиновым двигателем 2.0 л, мощностью 147 л.с., с 6-ти ступенчатой механической или автоматической коробкой передач.

Подробнее ...

gibdd лого

ГИБДД и Центр организации дорожного движения Москвы испытывают дорожные камеры, которые способны фиксировать использование водителем телефона во время движения. Такие комплексы вскоре планируют применять в столице.

Подробнее ...

video

С начала недели за пределами Садового кольца начали курсировать парконы. Специально для них были проложены 29 дополнительных маршрутов. Ранее в беспристрастный объектив автомобилей с системами видеофиксации нарушений правил парковки можно было попасть только в центре города. Таким образом, теперь «закрыты» дороги в пределах Третьего кольца.

Подробнее ...

tesla logo

Главный исполнительный директор Tesla Inc (TSLA. O) Элон Маск в четверг передал первый большегрузный Semi компании PepsiCo (PEP. O), не предложив обновленных прогнозов относительно цены, планов производства или количества груза, которое он сможет перевозить.

Подробнее ...

European UnionЕщё недавно водителей автотранспорта с иностранными номера наказать за нарушение правил дорожного движения не имел право никто, кроме инспектора ГИБДД. Таким нарушителям система видеофиксации прощала все проступки. На сегодняшний день, водителям минимум 5 государств, расположенных по соседству, не получится избежать ответственности.

Подробнее ...