Право водителя не выходить из автомобиля

  • Печать
  • E-mail

sud logo

Студент-первокурсник из Новосибирска нашел в судебной практике случаи, когда водителей, отказавшихся покинуть автомобиль по требованию сотрудников ДПС, штрафовали, и приехал в ВС РФ оспаривать норму, по которой полицейские "вправе предложить" гражданину выйти из-за руля. Но оказалось, что этих судей успели поправить коллеги, и требования заявителя были отклонены.

Николай Басманов оспаривал сегодня в Верховном суде РФ положение Административного регламента ДПС (утвержден приказом МВД №185 от 2 марта 2009 года), в которой описываются случаи, когда сотрудник службы "вправе предложить" участнику дорожного движения выйти из транспортного средства. Недействительным, по его мнению, следовало признать, пп. "а" абз.6 п.70 регламента, в котором говорится, что такая возможность у полицейского есть, в частности, в тех случаях, когда "когда требуется участие [водителя] в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции".

- А чем вам норма мешает? Cталкивались с ее неправильным толкованием? – поинтересовался у заявителя председательствующий Владимир Зайцев.
- Нет, но сама вероятность нарушает мои права.
- Вы полагаете, что если вам предложат выйти, а вы откажетесь, то по смыслу оспариваемого пункта вас могут привлечь к административной ответственности? – пытался разобраться в вопросе Зайцев.
- Формулировка "вправе предложить" неопределенна и допускает разные толкования, а с учетом практики, данная норма трактуется судами однозначно – они усматривают обязанность водителя выйти и выполнить требование сотрудников ГИБДД, — пояснил Басманов. А затем напомнил, что в своем заявлении он привел несколько решений судов о привлечении к административной ответственности водителей, которые не выполнили подобные требования сотрудника ДПС.

Позднее оказалось, что у представителей МВД были аргументы против этого довода, но почему-то сначала оппоненты и судья решили выяснить мотивы Басманова, заставившие его обратиться в суд.

- Вы не сталкивались с ситуацией, почему вас заинтересовала эта тема? – спросила прокурор Лариса Масалова. – Путь вы такой длинный проделали из Новосибирска…
Как оказалось, в Москве Басманов случайно, а спорную норму нашел, просто изучая регламент. Этот ответ, по-видимому, навел судью Зайцева на определенные мысли, и последовал вопрос, прозвучавший почти как обвинение:
- Где учитесь? Тема диплома какая?

Не исключено, что услышав о Новосибирске, судья вспомнил, что в этом же городе проживает Виталий Черных, буквально закидавший Верховный суд заявлениями, касающимися управления транспортными средствами. Всего их от него в ВС поступило более тридцати заявлений, и судья Александр Федин, рассматривавший одно из таких дел, предположил как-то, что Черных "использует суд для написания кандидатской или докторской". Однако если в случае Черных наверняка узнать это не удалось — он на заседания не приезжает, то с Басмановым Зайцев оказался близко к истине. Заявитель учится в Новосибирском юридическом университете, но до диплома ему далеко – пока он на первом курсе.

И только после того, как все эти биографические подробности выяснились, слово получили представители МВД, которые просили отказать Басманову в удовлетворении его требований. "Норма не содержит требований, и сам по себе отказ от выхода из машины не образует состав административного правонарушения. Это может случиться, если выход сопряжен с другими законными требованиями сотрудника ДПС, например открыть багажник при наличии ориентировки", — сказал Дмитрий Митрошин. А Андрей Клименко добавил еще один аргумент: "Мы проанализировали так называемую приложенную практику. Оба постановления мировых судей отменены вышестоящей инстанцией. А судьи райсудов говорят о том, что сотрудник ДПС только "вправе предложить", а отказ пройти в патрульную машину не образует состава правонарушения".

- Желаете посмотреть? – обратился Зайцев к Басманову.
- Нет.
- Поленились поискать, значит…

Представитель Минюста тоже не нашла в спорной норме ничего предосудительного и поддержала просьбу отказать заявителю, того же мнения был и представитель правительства. От прений стороны отказались, а на вынесение решения судье потребовалось минут десять – в удовлетворении требований Басманова отказано.

Сам заявитель попытался продемонстрировать, что польза от его обращения все же есть. "На местах гаишники вытаскивают людей из машин, — сказал он после заседания. — [А теперь] гаишники задумаются, когда увидят [акт Верховного суда]" • Источник: pravo.ru

 
 

Это содержимое было заблокировано. Вы больше не можете размещать комментарии.

ford

Компания Ford Motor получила три из семи возможных наград Best-in-Class по результатам испытаний Euro NCAP в 2012 году, обойдя по количеству наград всех других автопроизводителей. Награды были присвоены за новый Kuga, новый Transit Custom и новый B-MAX. Новый Kuga стал победителем в сегменте SUV, Transit Custom – среди фургонов для коммерческого и персонального использования, а B-MAX стал одним из победителей в категории минивэнов.

Подробнее ...

mitsubishi sm

Сервисная кампания затрагивает 276 кроссоверов, проданных в 2015-2016 гг. Причиной отзыва автомобилей является момент затяжки болтов крепления продольных рычагов задней подвески, который может быть ниже спецификации вследствие попадания защитной мастики под кронштейн рычага.

Подробнее ...

nissan

Для демонстрации своих эксклюзивных колес VVSCV4, компания Vossen Wheels выбрала японское заднеприводное купе Nissan 370Z в обвесе Vestito от японского тюнера Amuse. Вместе со свежими кузовными деталями спорткар снабдили дополнительными внешними аксессуарами и прочими декоративными элементами.

Подробнее ...

auto red

На рынке машин с пробегом наблюдается существенное падение. В мае 2013 года продано на 20,1% транспортных средств меньше, чем годом ранее. Для сравнения — реализация новых автомобилей в указанном месяце снизилась на 12%. Всего же с января по май этого года было продано 2 044 532 подержанных легковых автомобиля, что на 4,5% меньше, чем в прошлом году.

Подробнее ...

bdd deti

В четверг на заседании правительства будет обсуждаться федеральная целевая программа (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах». Правительство выделяет на ее реализацию около 100 млрд рублей, хотя меры, предлагаемые для улучшения ситуации на российских дорогах, вызвали серьезную критику со стороны экспертов, назвавших их архаичными и недостаточно эффективными.

Подробнее ...